Кодекс Школы джапа-медитации
Оглавление
Миссия, ценности и цели
Его Божественная Милость Ачарья-основатель Международного общества Сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ставил перед собой цель спасти этот мир от безбожия. Школа джапа-медитации, основанная Его Святейшеством Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем, является маленькой частью этого плана
Миссия Школы джапа-медитации

Мы заботимся о духовном счастье личности, совершенствуя практику воспевания Святого Имени в обществе преданных, данную Господом Чайтаньей.
Школа джапа-медитации является некоммерческой организацией в области вайшнавского онлайн-образования для практикующих преданных ИСККОН, которая ставит воспевание Святого Имени в центр духовной практики и открыта к сотрудничеству со всеми проектами и ятрами внутри ИСККОН.
Система заботы кураторов и координаторов обеспечивает передачу живого духовного опыта учащимся Школы в любом городе и деревне, где есть интернет-связь.

Ценности

Нашими ценностями являются: общение, основанное на принципах бхакти, научность, авторитетность, системность, личностный подход, осознанность, практичность.
Цели

  • Помочь учащимся Школы в достижении воспевания чистого Святого Имени.
  • Обеспечить систематическое, основанное на шастрах, обучение для понимания нама-таттвы.
  • Сформировать понимание этапов духовной практики, критериев успеха и неудач и помочь в преодолении трудностей на этом пути.
  • Дать прикладные знания и конкретные инструменты для углубления практики медитации на Святое Имя.
  • Помочь пробудить, поддерживать и углублять в себе осознанность в практике воспевания Святого Имени.
  • Сформировать культуру отношений, помощи и заботы между преданными в сфере служения Святому Имени.
Назначение документа и целевая группа
Данный кодекс описывает основные положения, связанные с организацией процесса обучения в Школе джапа-медитации, основывается на принципах чистого преданного служения как единственного приоритета нашей деятельности и применяется через призму миссии, целей и ценностей Школы.
Организационная структура Школы
Организационная структура курсов
    Руководство Школы

    Основатель и духовный лидер - Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.

    • Олицетворяет миссию Школы и транслирует ее идеи Управляющему комитету Школы.
    • Создает и разрабатывает методику в обучении студентов в духовной сфере и задает основные направления в ней.
    • Является основным преподавателем Школы.

    Председатель Управляющего комитета Школы - Шьямананда дас.

    • Координирует деятельность Управляющего комитета.
    • Выносит на рассмотрение кандидатов в состав Управляющего комитета.
    • Представляет интересы Школы.
    • Координирует взаимодействие Школы с проектами внутри ИСККОН, социумом вне ИСККОН, органами власти и управления.

    Управляющий комитет.

    • Принимает, хранит идеи основателя и духовного лидера, транслирует и распространяет их в Школе.
    • Осуществляет оперативное управление Школой.
    • Координирует взаимодействие между основателем и духовным лидером Школы и остальными подразделениями Школы.
    • Выносит на рассмотрение кандидатов в состав Управляющего комитета, Руководящего совета.
    • Инициирует, выносит на рассмотрение вопросы, связанные со стратегическими направлениями развития Школы.

    Руководящий совет.

    Членами Руководящего совета являются уполномоченные преданные, которые приняли ответственность за управление Школой и, как правило являются руководителями департаментов.

    Руководящий совет:

    • Инициирует и рассматривает вопросы, связанные со стратегическими направлениями деятельности Школы.
    • Решения по стратегическим вопросам принимаются совместно Управляющим Комитетом и Руководящим советом
    • Утверждает кандидатов в состав Управляющего комитета и Руководящего совета.
    • Принимает участие в оперативном управлении Школой.

    Квалификация членов Управляющего комитета и Руководящего совета.

    • Опыт в вопросах командообразования и стратегического видения.
    • Способность нести ответственность за общее развитие Школы.
    • Способность развивать новые направления в Школе, оперативно управлять деятельностью Школы и вдохновлять преданных на служение.
    • Обладание навыками дружбы и сотрудничества.

    Департаменты Школы

    Преподаватели.
    • Участие в подготовке учебной программы.
    • Подготовка и проведение вебинаров.
    • Ответы на вопросы.
    Заботники курсов.
    • Поддержание духа бхакти в кураторско-координаторской сфере.
    • Обсуждение вебинаров вместе со старшими кураторами и Методическим отделом.
    • Помощь и поддержка в служении: решение конфликтов, сложных ситуаций в группах
    Учебный комитет.
    • Участие в разработке и воплощении стратегии по развитию учебных направлений совместно с основателем и духовным лидером Школы и преподавателями.
    • Разработка учебных программ.
    • Подготовка методических материалов, транскрибирование вебинаров.
    • Координация учебной работы между различными отделами школы: Техотделом, Отделом связи со студентами, кураторами и преподавателями.
    • Анализ обратной связи от студентов, разработка и внедрение корректирующих мероприятий в отношении учебной программы.
    • Принимает участие в содержании ретритов, дней Святого Имени.
    Отдел IT.
    • Обеспечение качественных записей, обработки, выпуска и публикации вебинаров.
    • Запись и публикация аудио и видео роликов.
    • Аудио и видео сопровождение ретритов и других мероприятий Школы.
    • Структуризация и хранение всех аудио и видео материалов Школы.
    Отдел CRM Битрикс.
    • Поддержка и развитие CRM-системы.
    • Поддержка пользователей.
    • Ответы на почту Школы, рассылки по электронной почте, WhatsApp, Telegram.
    Отдел организации мероприятий.
    • Организация ретритов и других мероприятий Школы.
    Отдел маркетинга.
    • Поддержка и развитие вебинарной платформы, сайта Школы
    • Поддержка страниц Школы в соцсетях.
    Совет старших кураторов.
    • Решение организационных вопросов, связанных с кураторско-координаторской сферой.
    • Обмен опытом между курсами.
    Финансовый отдел.
    • Организация сбора пожертвований, их учет.
    • Внедрение новых технологий по сбору пожертвований.
    • Бюджетирование и финансовая отчетность.
    • Оплата и учет необходимых товаров и услуг для жизнедеятельности Школы.
    Департамент обучения кураторов и координаторов.
    • Взаимодействуя с Руководством и департаментами Школы, проявляет потребности и запросы на обучение.
    • Разработка и внедрение концепции образования кураторов и координаторов.
    • Разработка и реализация программы обучения. Администрирование и сопровождение процессов обучения.
    Организационная структура учебных курсов

    Организационная структура учебных курсов способствует передаче знания по принципу ученической преемственности.
    Основные определения

    • Студенческая группа (1-ый уровень) – группа студентов, которая занимается под руководством координатора.
    • Координаторская группа (2-ой уровень) – группа координаторов, которая занимается под руководством куратора.
    • Кураторская группа (3-ий уровень) – группа кураторов, которая занимается под руководством старшего куратора.
    • Студенческие группы с их координаторами объединены в секторы под руководством кураторов.
    • Студенческие группы с их координаторами и кураторами объединены в сегменты под руководством старшего куратора.
    • Студент – учащийся под руководством координатора.
    • Координатор – ведущий группы студентов.
    • Куратор – ведущий группы координаторов и ответственный за сектор.
    • Старший куратор – ведущий группы кураторов и ответственный за сегмент.
    • Учащиеся Школы – студенты, координаторы кураторы и старшие кураторы.
    • Руководство курса – старшие кураторы и кураторы курса.
    • Занятие – обсуждение вебинара в группах учащихся.
    При необходимости руководство Школы может вносить изменения в структуру курса.
    Идеальная структура учебных курсов

    Исходя из опыта обучения Школа рекомендует идеальную структуру групп, которая определяет состав и количество учащихся. Данная идеальная структура наиболее эффективно способствует передаче и усвоению знания, прозрачности в сфере разграничения ответственностей и предназначена для минимизации возможных беспокойств, связанных с выбором группы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Подготовительный и первый курсы формируются на принципах идеальной структуры.

    Оптимальное количество учащихся в группе онлайн составляет от 5 до 8, но не менее 4 (включая ведущего группы).

    Состав групп.

    Состав студенческой группы – 1 координатор и 1 помощник + студенты.
    Состав координаторской группы – 1 куратор и 1 помощник куратора + координаторы.
    Состав кураторской группы – 1 старший куратор и 1 помощник старшего куратора + кураторы.

    Школа не рекомендует одному учащемуся заниматься одновременно двумя служениями в кураторско-координаторской сфере.

    Студенты не занимаются в координаторских и кураторских группах. Если по каким-либо причинам куратор / старший куратор / координатор перестает выполнять свое служение и становится студентом, он переходит в студенческую группу.

    Помощники координаторов занимаются в координаторских группах только в случае отсутствия координатора группы на встрече.
    Помощники кураторов занимаются в кураторских группах только в случае отсутствия куратора группы на встрече.
    Реальная структура учебных курсов

    В процессе дальнейшего обучения учащиеся могут по своему желанию пройти один и тот же курс повторно, перейти на более низкий курс, взять академический отпуск или прекратить обучение. Этот процесс носит естественный характер. Численность некоторых групп может сильно сократиться и занятия в таких группах могут быть менее продуктивными, группа может стагнировать в своем развитии. Поэтому Школа рекомендует руководству курса оптимизировать структуру за счет объединения и разделения групп / секторов. Соответственно количество кураторов и координаторов на конкретном курсе также может уменьшиться. Освобожденные кураторы и координаторы могут продолжить обучение на данном курсе в качестве студентов, а также получить служение в кураторско-координаторской сфере на более низких курсах.

    Поскольку данный процесс в некоторых случаях вносит беспокойства среди учащихся, Школа рекомендует старшим кураторам и кураторам курса учитывать сложившиеся отношения в группах и всегда руководствоваться духовным благом конкретных учащихся, а учащимся уважать мнение руководства курса.

    Руководство курса на свое усмотрение может одобрить отклонения реальной структуры от идеальной, так как структура сама по себе не является самоцелью, а лишь инструментом для реализации миссии и ценностей Школы. В случае возникновения сложностей в принятии решения любой член руководства курса может обратиться за помощью к заботникам курса, в Совет старших кураторов или в Управляющий комитет.
    Служение в Школе
    Любое служение в Школе происходит на волонтерской основе в духе бескорыстия и желания порадовать преданных, духовных учителей, Шрилу Прабхупаду и Кришну. Служение является привилегией и неотъемлемой частью духовного развития.

    Школа джапа-медитации готова предложить учащимся широкую возможность для служения в департаментах Школы в соответствии с организационной структурой, а также служение в качестве координатора и куратора.

    Любой преданный может изъявить свое желание служить, подав запрос по e-mail info@japaretreat.ru.
    Поручение преданному служения координатора

    Служение координатора может быть поручено как студенту Школы, так и преданному, не имеющему опыта обучения в Школе. Необходимая квалификация приведена в разделе «Профиль координатора»
    Если преданный выражает желание взять на себя служение координатора в рамках курса, на котором он обучается, то решение о поручении преданному такого служения принимает руководство его курса.
    Если преданный выражает желание взять на себя служение координатора на другом курсе, то перед принятием решения руководство принимающего курса обсуждает данную возможность с руководством выпускающего курса, после чего проводит собеседование с кандидатом и принимает окончательное решение.


    Поручение преданному служения куратора.

    Служение куратора может быть поручено как учащемуся Школы, так и преданному, не имеющему опыта обучения в Школе.
    Сфера ответственности куратора описана в разделе «Профиль куратора».
    Если преданный выражает желание взять на себя служение куратора в рамках курса, на котором он обучается, то решение о поручении преданному такого служения принимает его старший куратор.
    Если преданный выражает желание взять на себя служение куратора на другом курсе, то перед принятием решения старший куратор принимающего курса обсуждает данную возможность с руководством выпускающего курса, после чего проводит собеседование с кандидатом и принимает окончательное решение.

    Поручение преданному служения старшего куратора

    Служение старшего куратора может быть поручено преданному, имеющему успешный опыт кураторства в Школе и обладающему квалификацией старшего куратора (см. раздел «Профиль старшего куратора»).
    Совет старших кураторов принимает решение о поручении преданному служения старшего куратора после проведения собеседования с кандидатом.


    Поручение преданному служения в департаментах Школы

    Руководитель соответствующего департамента поручает преданному служение в своем департаменте на основании собеседования.

    Руководящий совет поручает преданному служение члена Руководящего совета, Управляющего комитета, руководителя отдела на основании собеседования.

    Обучение в Школе
    Обучение в Школе отличается своей практичностью и помогает личности последовательно развиваться. Духовное развитие включает в себя следующие ступени: шраддха (вера), садху- санга (общение с садху), бхаджана-крия (практика преданного служения), анартха-нивритти (избавление от анартх), ништха (стабильная практика преданного служения), ручи (пробуждение духовных эмоций), асакти (стадия зрелых духовных эмоций), бхава и према (духовные эмоции абсолютной зрелости).
    Курсы и квалификация учащихся

    Школа предлагает систематическое обучение для этапов от шраддхи до анартха-нивритти. Целеустремленный учащийся, готовый в сердце принять миссию и ценности Школы, имеет возможность пройти ступени духовного роста в соответствии с курсами обучения, постепенно повышая свою квалификацию.

    Подготовительный курс.

    Подготовительный курс создан для преданных ИСККОН, желающих развивать отношения со святым именем и готовых повторять 16 кругов в течении всего учебного года.
    Квалификацией абитуриента для зачисления на подготовительный курс являются следующие критерии:
    • принятие ценностей ИСККОН и шикши Шрилы Прабхупады;
    • прохождение одного из курсов: ученик ИСККОН, бхакта-программ, бхакти-врикша (минимум 1 год), Школа бхакти или бхакти-лата (минимум 1 год)

    Первый курс (шраддха).

    Школа предоставляет возможность поступить на первый курс как после подготовительного курса, так и без него. Требования к квалификации абитуриента, не прошедшего подготовительный курс:
    • чтение 16 кругов маха-мантры и следование 4 регулирующим принципам («16+4») должно быть не менее 1 года;
    • прохождение одного из курсов: ученик ИСККОН, бхакта-программ, бхакти-врикша (минимум 1 год), Школа бхакти или бхакти-лата (минимум 1 год).
    Для учащихся, которые обучились на подготовительном курсе, продолжительность чтения 16 кругов маха-мантры и следование четырем регулирующим принципам может быть менее 1 года.
    Второй курс (садху-санга).

    На этом этапе преданный определяется с выбором духовного учителя, под чьим руководством он готов практиковать преданное служение в течение всей жизни. Квалификацией для этого уровня также является «16+4» и успешное прохождение первого курса Школы.

    Третий и четвертый курсы (бхаджана-крия).

    Бхаджана-крия – это практика преданного служения под руководством духовного учителя. Учащемуся необходимо начать читать пранама-мантру духовному учителю. То есть общая квалификация учащегося этих курсов: «16+4+пранама-мантра» и успешное прохождение предыдущих курсов Школы.

    Школа начала свою деятельность в 2016 году и развивается в соответствии с духом времени и полученным опытом. Поэтому требования по квалификации третьего курса «16+4+пранама-мантра» вступают в силу только для тех учащихся, которые поступили в Школу, начиная с 2020 года обучения включительно.

    На всех курсах служение является тем фактором, который способствует успеху в духовном развитии. Если учащийся к этому времени еще не взял какое-либо служение, то Школа рекомендует это сделать. Это может быть служение в качестве координатора или куратора, либо служение в одном из департаментов Школы, либо служение в ятре, где живет учащийся Школы.

    Пятый курс (анартха нивритти).

    Содержание данного курса и его продолжительность находятся на этапе разработки.
    Требования по квалификации учащихся данного курса «16+4+инициация».

    Исключения из правил.
    Какие-либо исключения из правил необходимо согласовывать со старшим куратором курса.
    Краткое описание обучения в течение года

    Обучение в Школе начинается в конце сентября – начале октября и заканчивается экзаменом в мае-июне. Основой теоретического материала являются вебинары, которые являются частью учебной программы, разработанной преподавателями Школы совместно с Учебным комитетом. Вебинары проводятся преподавателями, как правило 1 раз в две – три недели.

    Практические занятия в группах проводятся, как правило, каждую неделю, с соблюдением принципа ученической преемственности, а именно: заботники курсов обсуждают вебинар в группах со старшими кураторами, старшие кураторы обсуждают вебинар в группах с кураторами, кураторы обсуждают вебинар с координаторами, а координаторы, в свою очередь организуют обсуждение в студенческих группах.

    На первой неделе после вебинара учащиеся в своих группах по Skype или иным способом разбирают послание вебинара, отвечая на вопросы для обсуждения, подготовленные Учебным комитетом, и делясь выполненным домашним заданием (ДЗ). На второй и третьей неделях учащиеся, как правило, пробуют на практике применять полученные знания и делятся полученными реализациями в группе.

    Экзамен в Школе проводится по принципу самооценки: учащийся сам оценивает уровень усвоения теоретических знаний и реализации их в своей духовной жизни, опираясь на предложенные Учебным комитетом экзаменационные материалы.
    Семь критериев качества учебного процесса

    На настоящий момент Школа определила критерии качества учебного процесса, которые касаются тех категорий, которые можно проверить. Данный раздел не ставит собой целью проверять духовный уровень учащегося.

    • Углубление доверительных отношений в группе и стабильность его состава.
    • Соответствие хода обсуждения вебинаров вопросам, рекомендованным Учебным комитетом. При этом в зависимости от духовного уровня учащихся могут использоваться различные варианты вопросов и форма ведения встречи.
    • Соблюдение учащимися этики обсуждения вопросов: не перебивать друг друга, не отвлекать внимание на себя посторонними вопросами, поддерживать уважение друг к другу.
    • Степень раскрытия основных тем вебинара.
    • Степень вдохновленности учащихся, проявляющаяся в их стремлении изучать и практиковать полученные знания.
    • Степень активности всех участников группы в обсуждениях вебинаров.
    • Процент посещаемости и процент выполнения ДЗ.

    Учащиеся Школы
    Цель деятельности учащихся – реализация миссии, целей и ценностей Школы, в том числе получение духовного опыта, способствующего улучшению отношений со Святым Именем.

    Критерием успешности обучения любого учащегося является углубление его духовной практики, в том числе отношений со Святым Именем и с преданными его группы, и развитие вкуса к преданному служению.
    Профиль студента

    Студент – это преданный, который обладает квалификациями в соответствии с тем курсом, на котором он обучается (см. раздел «Курсы и квалификация учащихся»).

    Ответственности студента:

    Ответственность в области сотрудничества.
    • Проявляет готовность обучаться в позитивном сотрудничестве с другими членами группы, учитывая свои потребности и возможности, а также уважая чужие.
    • Прикладывает искренние усилия для выстраивания непосредственных глубоких отношений с членами группы.
    • Регулярно принимает участие в обсуждениях группы и по возможности делится своими размышлениями.
    Ответственность при выполнении домашних заданий.
    • Внимательно слушает вебинар и конспектирует его в соответствии с вопросами для конспектирования.
    • Отвечает на вопросы и выполняет практические задания.
    • Учит шлоки, которые рекомендуется знать наизусть.
    • Изучает сопутствующие материалы, такие как презентации к вебинарам, дополнительные лекции и т.п.
    • При пропуске занятия отрабатывает его, отвечая на вопросы к обсуждению и выполняя ДЗ в течение 1 недели с момента проведения занятия. Более длительные сроки должны быть согласованы с ведущим группы.
    Ответственность в дисциплине.
    • Уделяет необходимое количество времени для изучения материала. Если студент ответственно относится к процессу обучения, то это непременно положительным образом сказывается на его воспевании Святого Имени. Расчет примерного еженедельного времени, которое необходимо студенту для занятия в Школе: Прослушивание, конспектирование вебинара, ответы на вопросы, изучение шлок – до 3 ч. Участие в дискуссии – 1.5 часа. Итого, примерно 4-5 часов занимает непосредственное изучение материала. Помимо этого, студент на практике в повседневной жизни старается применить полученные знания.
    • Приходит на занятия вовремя, предупреждает заранее о возможном отсутствии с указанием причины.
      Рекомендованный профиль координатора

      Координатор – это преданный, профиль которого по отношению к профилю студента имеет дополнительные характеристики:
      • Глубинное принятие ценностей ученической позиции.
      • Стремление культивировать ее в себе.
      • Желание заботиться о преданных и помогать им в усвоении учебного материала Школы.
      • Следование стандарту «16+4» не менее 2 лет (или иначе – по согласованию с руководством Школы).
      Сфера ответственности координатора – выполнение роли ведущего на встречах со студентами, поддержание высокого качества учебного процесса, соответствующего семи критериям, изложенным в пункте «Семь критериев качества учебного процесса», забота о студентах своей группы. Координатор совершает данное служение под руководством куратора.

      Критериями успешной деятельности координатора являются стабильность состава его группы, регулярность посещений студентами занятий, усвоение учебного материала студентами группы согласно их способностям, а также обратная связь от куратора.

      Перечень ответственностей координатора.

      Координатор обладает теми же ответственностями, что и студент, а также имеет дополнительные в отношении двух групп: группы, которую он ведет, и группы, в которой обучается. Помимо этого, он организует и проводит встречи студентов, администрирует учебный процесс и заботится о преданных своей группы.

      Ответственность в области проведения занятий.
      • Еженедельно организовывает встречу онлайн или очно со своей группой по установленному в Школе формату (время встречи согласовывается со всей группой и фиксируется на весь срок прохождения курса).
      • Способствует созданию дружественной, доверительной атмосферы в группе.
      • Направляет ход дискуссии в соответствии с вопросами для обсуждения.
      • Вовлекает в обсуждение всех участников группы.
      • Проверяет выполнение домашних заданий и вдохновляет студентов на их выполнение.
      Ответственность в области заботы о каждом члене группы.
      • Поддерживает с каждым учащимся своей группы доброжелательные отношения с соблюдением вайшнавского этикета.
      • Проявляет интерес к учащимся своей группы. Очно или через средства связи общается с каждым из них индивидуально не реже 1 раза в месяц или иное по договоренности.
      • Вдохновляет студентов на серьезное обучение в Школе и углубление их духовной практики согласно времени, месту и обстоятельствам, в которых они находятся.
      • Своевременно уведомляет учащегося своей группы о количестве его пропусков и напоминает о необходимости своевременной отработки пропущенных занятий.
      Ответственность в группе, в которой он обучается.
      • Выражает готовность регулярно встречаться с куратором (формат согласовывается с индивидуально со старшим).
      • По возможности посещает ретриты и другие мероприятия Школы.
      • Проходит специальные обучения для координаторов / кураторов / старших кураторов, если таковые имеются.
      Ответственность в области администрирования.
      • Проявляет и подготавливает своего помощника в своей группе.
      • Информирует куратора о регулярных пропусках занятий учащимся группы (если таковые имеются), предварительно выяснив или попытавшись выяснить причины отсутствия студента на встречах.
      • Регулярно проверяет средства коммуникации и своевременно отвечает на поступившие запросы в течение 1 дня либо в иные сроки по согласованию.
      • Организовывает аудиозапись встреч группы и хранение аудиофайлов онлайн с возможностью доступа к ним куратору.
      • Отмечает присутствие на занятиях учащихся своей группы и выполнение ими ДЗ.
      • Соблюдает правила работы с системой Битрикс (см. раздел «CRM Битрикс»).
      Ответственность в области образования для кураторов и координаторов:
      • Участие в обязательных ретритах.
      • Участие в обязательных образовательных программах.
        Профиль куратора

        Куратор – это преданный, который обладает определенным духовным опытом, и помимо
        качеств координатора имеет один из следующих опытов заботы о преданных:
        • Ведение групп в Школе или других подобных проектах.
        • Наставнический опыт.
        • Опыт преподавания.
        • и т.п.
        Сфера ответственности куратора – ведение встреч в группе координаторов, поддержание высокого качества учебного процесса, соответствующего семи критериям, изложенным в пункте «Семь критериев качества учебного процесса», и забота об учащихся своего сектора.
        Куратор совершает данное служение под руководством старшего куратора.

        Критериями успешной деятельности куратора являются: стабильность состава учащихся в группах его сектора, регулярность посещений студентами и координаторами учебных занятий в группах и усвоение учебного материала учащимися его сектора согласно их способностям, а также обратная связь от старших кураторов.

        Дополнительные ответственности куратора.

        Ответственность куратора в отношении обеих групп (группа, которую он ведет и группа, в которой он обучается), а также в отношении области образования для кураторов и координаторов, аналогична ответственности координатора. Но в связи с тем, что куратор отвечает за сектор, у него имеются дополнительные ответственности, а именно:
        • Вдохновляет координаторов на выполнение ими своих обязанностей.
        • Выборочно прослушивает записи встреч координаторов своей группы со студентами (минимум 1 встреча в неделю). Обсуждает с координатором потребности участников их групп, ход учебного процесса в них, атмосферу в группе, конфликтные ситуации и способы их разрешения.
        • Регулярно проверяет посещаемость занятий студентами своего сектора и выполнение ими домашних заданий.
        • Отвечает за актуальность базы данных учащихся (в системе Битрикс) своего сектора.
        • По согласованию со старшим куратором утверждает структуру и состав своего сектора.
          Профиль старшего куратора

          Старший куратор – это преданный, который имеет успешный опыт кураторства в Школе от одного года.

          Сфера ответственности старшего куратора – ведение встреч в группе кураторов, поддержание высокого качества учебного процесса, соответствующего семи критериям, изложенным в пункте «Семь критериев качества учебного процесса», и забота об учащихся своего сегмента. Старший куратор служит под руководством совета старших кураторов и заботника курса.
          Критериями успешной деятельности старшего куратора являются стабильность состава учащихся в группах его сегмента, регулярность посещений занятий в группах студентами, координаторами и кураторами и усвоение учебного материала учащимися его сегмента, а также обратная связь от совета старших кураторов и Руководящего совета Школы.

          Дополнительная ответственность старшего куратора.

          Ответственность старшего куратора в отношении обеих групп (группа, которую он ведет и группа, в которой он обучается), а также в отношении области образования для кураторов и координаторов, аналогична куратора. Но в связи с тем, что старший куратор отвечает за сегмент, у него имеются дополнительные ответственности, а именно:
          • Принимает участие в совете старших кураторов.
          • Выборочно прослушивает записи встреч групп кураторов со своими координаторами (минимум 1 встреча в неделю).
          • Обсуждает с кураторами потребности учащихся их групп, ход учебного процесса в ней, атмосферу в группе, конфликтные ситуации и способы их разрешения. При необходимости старший куратор имеет право прослушать записи встреч координаторов со своими студентами.
          • Проверяет вопросы для занятий и при необходимости вносит предложения по их актуализации Методическому отделу Учебного комитета.
          • При необходимости принимает участие в деятельности Методического отдела Учебного комитета.
          • По желанию принимает участие в подготовке ретритов и других мероприятий Школы.
          • Регулярно проверяет посещаемость занятий студентами и координаторами своего сегмента и выполнение ими домашних заданий.
          • Отвечает за актуальность базы данных (в системе Битрикс) своего сегмента.
          • Старший куратор по согласованию с кураторами курса принимает решение об оптимизации структуры курса, а также утверждает и одобряет структуру и состав групп своего сегмента.
            Помощники координаторов и кураторов

            С целью оптимизации нагрузки по служению координатор / куратор / старший куратор поручает одному из учащихся своей группы служение в качестве своего помощника.

            Служение помощника осуществляется на принципах добровольности, исходя из желания и способностей отозвавшегося учащегося выполнять это служение.

            Помощник координатора – студент, который помогает координатору исполнять его обязанности в заботе о группе, а также замещает координатора на встречах со студентами во время его отсутствия, предварительно поучаствовав на координаторской встрече или прослушав ее запись.

            Помощник куратора – учащийся группы координаторов, который помогает куратору исполнять его обязанности в заботе о группе, а также замещает его на встречах с координаторами во время его отсутствия, предварительно поучаствовав на кураторской встрече или прослушав ее запись.

            Помощник старшего куратора – учащийся группы кураторов, который помогает старшему куратору исполнять его обязанности в заботе о группе, а также замещает старшего куратора на встречах с кураторами на время его отсутствия.
              Ретриты и другие мероприятия
              Летний ретрит.

              Летний ретрит - это выездное мероприятие, которое предназначено для всех учащихся Школы, преподавателей и заботников.
              Миссия летнего ретрита: помочь всем учащимся Школы сделать шаг на пути к повторению чистого Святого Имени в обществе преданных.

              Цели ретрита:
              • Обеспечение живого общения и непосредственного взаимодействия всех участников ретрита с возможностью развить более близкие отношения друг с другом и с преподавателями Школы.
              • Обзор пройденного за год материала.
              • Помощь учащимся в применении полученных знаний за год на практике.
              • Помощь учащимся в определении индивидуальных шагов по дальнейшему развитию и в расстановке приоритетов в их жизни согласно обстоятельствам, в которых они находятся.
              • Вдохновение на дальнейшее обучение.

              Летний ретрит кураторов.

              Летний ретрит кураторов - это выездное мероприятие, которое проводится Школой как благодарность преданным за их регулярное служение в кураторской сфере.
              На ретрите кураторы получают возможность для общения и диалога друг с другом, а также с преподавателями Школы.

              Цели ретрита кураторов:
              • Обучение кураторов.
              • Формирование санги наставников.
              • Обсуждение и решение философских, коммуникативных, административных проблем и вопросов, связанных со служением кураторов в Школе.
              • Развитие отношений между участниками ретрита и их объединение вокруг служения Святому Имени.
              • Вдохновение участников ретрита на воспевание, служения в Школе и сотрудничества.
                Зимний ретрит кураторов и координаторов

                Зимний ретрит кураторов и координаторов – это выездное мероприятие, которое проводится Школой как благодарность за регулярное служение.

                Целевой аудиторией ретрита являются:
                • Кураторы и координаторы.
                • Помощники кураторов и помощники координаторов, которые выполняли активное служение с начала года. (Помощники присоединяются к ретриту по согласованию со старшим куратором).
                • Волонтеры департаментов, которые служат в Школе на постоянной основе с начала года или в течение нескольких лет.
                • Иным учащимся/гостям Школы – по согласованию с Руководящим советом.

                Цели зимнего ретрита:
                • Развитие отношений между преданными, объединение вокруг служения Святому Имени.
                • Вдохновение учащихся на служение в Школе и интенсивную духовную практику.
                • Обмен опытом служения в Школе.
                • Обучение кураторов и координаторов.
                  День Святого Имени

                  День Святого Имени – это однодневное выездное мероприятие, которое проводится для всех учащихся Школы и предназначен для углубления отношений со Святым Именем.
                    Правила зачисления / отчисления
                    Данные правила предназначены для регулирования процесса, зачисления / отчисления учащихся Школы, а также их ухода в академический отпуск и возврата из него.
                    Приемная комиссия и сфера ее ответственности

                    Приемная комиссия – временная рабочая группа ответственных лиц в следующем составе: руководитель Приемной комиссии, помощники по набору, представители совета старших кураторов, руководящего совета и учебного комитета.

                    Приемная комиссия в своей деятельности по приему учащихся руководствуется заданными критериями по квалификации.

                    Сфера ответственности Приемной комиссии при наборе на первый и подготовительный курсы:
                    • Определение порядка и условий набора и отказа от зачисления.
                    • Набор абитуриентов, формирование групп, выявление потенциальных координаторов и кураторов среди абитуриентов.
                    Старший куратор курса утверждает кураторов и координаторов курса.
                      Прием абитуриентов

                      Абитуриенту необходимо обладать квалификацией, описанной в разделе «Курсы и квалификация учащихся» а также необходимо выполнить следующие условия:
                      • Написать эссе по заданной теме, прослушав предложенный вебинар.
                      • Получить благословение от старших преданных или лидеров ятры.
                      • Быть готовым пройти собеседование с одним из кураторов Школы. Собеседование проводится выборочно на усмотрение Приемной комиссии.
                      • Быть готовым еженедельно выделять учебному процессу в Школе минимум 5 часов (прослушивание вебинаров, участие в онлайн-встречах в студенческой группе, выполнение домашних заданий).
                      Руководство Школы не рекомендует поступать на обучение тем преданным, которые планируют одновременно обучаться на других образовательных курсах ИСККОН, требующих существенного временного ресурса (например, Бхакти-шастрах), а также тем, кто собирается в предстоящем учебном году уехать в дхаму на несколько месяцев.

                      Процесс приема.
                      • Школа джапа-медитации открывает набор на обучение ежегодно в июле-августе. Для поступления в Школу абитуриенту необходимо заполнить анкету и написать эссе.
                      • Приемная комиссия рассматривает анкетные данные, проверяет соответствие заявленной квалификации необходимому уровню, проверяет выполнение условий приема, при необходимости связывается с абитуриентом и с его старшими, принимает решение о зачислении.
                      • Приемная комиссия распределяет студентов по группам, руководствуясь такими критериями как гендерный принцип, возраст в Сознании Кришны, биологический возраст, часовой пояс, а также учитывая пожелания абитуриентов, оставленные в их анкетных данных, и по необходимости применяя индивидуальный подход в конкретных ситуациях.
                      Отказ от зачисления может быть мотивирован следующими причинами: ограниченное количество мест, истечение срока приема анкет, грубые нарушения этики со стороны абитуриента и т.п. В этих случаях вопрос о зачислении в Школу рассматривается в индивидуальном порядке. Окончательное решение о зачислении данного абитуриента остается за Приемной комиссией.
                        Правила отчисления

                        Отчисление из Школы может быть по собственному желанию учащегося или по инициативе куратора / координатора / руководства Школы.

                        Отчисление по собственному желанию.

                        Студент может по собственному желанию прекратить обучение во время учебного года. В этом случае студент уведомляет об этом решении своего координатора с указанием причины.

                        Координатор беседует со студентом и уведомляет куратора о решении учащегося прекратить обучение. Старший куратор направляет заявку на отчисление данного студента в Битрикс.

                        Отчисления, инициированные координатором, куратором, старшим куратором, руководством Школы.
                          Регулярные пропуски занятий

                          В случае регулярных пропусков студент может быть отчислен в течение учебного года. Пропуски занятий считаются регулярными, если студент пропустил от 6 занятий по неуважительной причине и не выходит на связь.

                          Уважительная причина – это причина, связанная с тяжелым состоянием здоровья или с тяжелыми семейными / жизненными обстоятельствами, а также форс-мажорные обстоятельства, которые препятствуют обучению студента в Школе.

                          Если координатору не удается связаться со студентом, то он уведомляет об этом куратора. Куратор пытается выйти на связь со старшими преданными в ятре студента или с его наставником.

                          Старший куратор совместно с куратором принимают решение об отчислении. Старший куратор подает заявку на отчисление учащегося в Битрикс.
                            Отчисления, инициированные руководством ятры, к которой относится учащийся

                            Если руководство ятры, к которой относится учащийся просит Школу об отчислении учащегося или направления его в академический отпуск, то Старший куратор направляет соответствующую заявку в Битрикс.
                              Грубое нарушение этики

                              Грубыми нарушениями этики являются следующие случаи:
                              • Подтвержденные эпизоды грубой критики Шрилы Прабхупады, ИСККОН, его членов, духовных учителей, а также членов Школы.
                              • Поступления обоснованных жалоб со стороны наставников учащегося или руководителей ятры, к которой относится учащийся.
                              • Использование имени или ресурсов, в т.ч. людских, Школы в личных и корыстных интересах.
                              В вышеперечисленных случаях координатор уведомляет куратора. Куратор уведомляет старшего куратора. Старший куратор выносит вопрос на рассмотрение в Управляющий комитет.
                                Нарушение учебного процесса и дестабилизация атмосферы в группе обучения

                                К данному пункту относятся следующие случаи:
                                • В целом неадекватное поведение учащегося или его агрессивное отношение к членам группы без основательной причины.
                                • Создание своим поведением или высказываниями на встречах негативного фона, влияющего на участников группы.
                                • Манипуляция чувствами группы с целью сбора пожертвований, финансовой и других выгод.
                                Во всех вышеперечисленных случаях координатор уведомляет куратора. Куратор уведомляет старшего куратора. Старший куратор выносит возникший вопрос на рассмотрение Управляющему комитету. Управляющий комитет выносит свое суждение по данному вопросу. На основании этого суждения старший куратор совместно с куратором при невозможности поступить иначе принимают решение об отчислении студента. В этом случае старший куратор подает заявку на отчисление в Битрикс.
                                  Академический отпуск

                                  Академический отпуск – временное прекращение обучения учащимся, который хочет продолжать учиться, но на данный момент не имеет такой возможности из-за: ухудшения состояния здоровья; затруднительных семейных обстоятельств; трудностей, связанных с учебным процессом; длительной поездки в дхаму; учебы на других образовательных курсах и др.

                                  Максимальная продолжительность академического отпуска – 1 учебный год. Продолжительность учебного года составляет период с сентября по июнь.

                                  Для ухода в академический отпуск студент обязан уведомить своего координатора с указанием причины.

                                  Координатор проводит собеседование со студентом и уведомляет куратора.

                                  Старший куратор совместно с куратором принимает решение об академическом отпуске. Старший куратор подает заявку в Битрикс на академический отпуск.
                                    Правила возобновления обучения

                                    Учащийся по своему желанию может подать заявление на возобновление обучения не позднее 10 августа предстоящего учебного года.

                                    Если учащийся прервал обучение до окончания учебного года и не сдал экзамен, то возобновление обучения возможно с начала того курса, с которого он ушел.

                                    Если учащийся прервал обучение по окончании учебного года и сдал экзамен, то возобновление обучения возможно со следующего курса.

                                    Старший куратор совместно с куратором соответствующего курса рассматривают историю обучения учащегося и принимают решение о возобновлении обучения.

                                    Старший куратор подает заявку на восстановление учащегося в Битрикс
                                      Перевод между группами / сегментами / курсами
                                      Выпускающая сторона – это группа / сегмент / курс, с которого переходит учащийся.
                                      Принимающая сторона – это группа / сегмент / курс, в которую переходит учащийся.
                                      Перевод в течение года

                                      Переход студента между группами в течение года осуществляется в следующих случаях:
                                      • Студенту в силу разных причин не подходит день и/или время занятий, принятое остальными участниками группы.
                                      • Наличие у студента существенных различий (в умонастроении, уровне подготовки, миропонимании, возрасте и т.п) по сравнению с остальными членами группы, в результате чего обучение затруднено.
                                      • По собственному желанию.
                                      В этих случаях координатор по просьбе студента направляет заявку своему куратору.

                                      Если переход осуществляется в рамках одного сектора, то куратор со старшим куратором подбирают студенту принимающую группу.

                                      Если переход осуществляется между секторами в рамках одного курса, то старший куратор совместно с кураторами обеих сторон подбирают студенту принимающую группу.

                                      Если переход осуществляется между разными курсами, то старший куратор и куратор выпускающей стороны делают на учащегося краткую характеристику и передают информацию старшему куратору принимающей стороны. Принимающая сторона подбирает учащемуся соответствующую группу и подает заявку в Битрикс на перевод.

                                      Этика перевода.

                                      Перед принятием решения о переводе необходимо приложить усилия со стороны всех заинтересованных лиц (студент, студенческая группа, координатор, куратор) для налаживания сотрудничества в группе.
                                      Перед тем как покинуть группу, студенту рекомендуется попрощаться в той или иной форме с группой.
                                      При поступлении в группу нового учащегося необходимо предварительно согласовать его прием с членами группы. Группе рекомендуется оказать ему теплый, доброжелательный прием и поддержать нового участника. Важно, чтобы поддержка шла как от ведущего группы, так и от ее участников.
                                        Перевод по окончании года

                                        После окончания учебного года учащиеся переводятся / не переводятся на курс выше в соответствии со следующими правилами:

                                        Учащийся не допускается к переводу на курс выше в случаях:
                                        • если количество пропущенных занятий больше 8;
                                        или
                                        • если количество не отработанных занятий больше 6;
                                        или
                                        • если учащийся не сдал экзамен;
                                        или
                                        • иное по согласованию со старшим куратором.
                                        Учащимся, не допущенным к переводу на курс выше, в зависимости от конкретной ситуации рекомендуется:
                                        • повторно пройти обучение на этом же курсе или на одном из предыдущих;
                                        • взять академический отпуск;
                                        • прекратить обучение;
                                        • иное по согласованию со старшим куратором.
                                        Если учащийся повторно проходит обучение на этом же курсе или на одном из предыдущих, то старший куратор и куратор выпускающей стороны делают на учащегося краткую характеристику и передают информацию старшему куратору принимающей стороны. Принимающая сторона подбирает учащемуся соответствующую группу и подает заявку в Битрикс на перевод.
                                          Процесс перевода

                                          • Учащийся сдает экзамен и заполняет анкету.
                                          • Куратор и старший куратор проверяет данные анкеты и при необходимости результаты экзамена.
                                          • Старший куратор и кураторы принимает решение о переводе учащихся на следующий курс.
                                            CRM Битрикс
                                            Система автоматизирует основные процессы Школы, связанные с хранением, актуализацией базы данных учащихся, учета пожертвований, учета посещаемости и загрузки аудио и видео файлов встреч.
                                            Функции системы

                                            Приложение «CRM контакты» - база данных студентов, содержащая персональную информацию.
                                            Приложение «Распределение студентов» – древовидная структура студентов, объединенных в секторы и сегменты. Данное приложение позволяет кураторам сразу увидеть всю структуру учебных групп на разных ее уровнях и быстро подбирать группы обучения для любого учащегося согласно выбранному им дню и времени занятия.

                                            Приложение «Учет посещаемости» дает возможность отмечать посещаемость и выполнение ДЗ студентами, координаторами, что позволяет количественно оценивать данные критерии успешности обучения при помощи конкретных процентных показателей (по группе, сектору, сегменту или курсу).

                                            Отчетность посещаемости дает возможность оценивать посещаемость и выполнение ДЗ при помощи конкретных процентных показателей по группе, сектору, сегменту и курсу.

                                                Права доступа

                                                Права доступа для координатора:
                                                • Внесение отметок о посещаемости и выполнении ДЗ студентами своей группы.
                                                • Формирование отчета о посещаемости в рамках своей группы.
                                                • Загрузка звуковых файлов (записей встреч) своей группы.
                                                Права доступа для куратора:
                                                • Внесение отметок о посещаемости и выполнении ДЗ координаторами своей группы.
                                                • Мониторинг посещаемости студентов своего сектора.
                                                • Формирование отчета о посещаемости в рамках своего сектора.
                                                • Доступ к звуковым файлам встреч со студентами своего сектора.
                                                Права доступа для старшего куратора:
                                                • Мониторинг посещаемости студентов своего сегмента.
                                                • Формирование отчета о посещаемости в рамках своего сегмента.
                                                • Доступ к звуковым файлам встреч со студентами и координаторами своего сегмента.
                                                Права доступа для совета старших кураторов и руководящего совета:
                                                • Формирование итогового отчета о посещаемости учащихся в Школе.

                                                    Звуковая запись встреч

                                                    Все групповые занятия необходимо записывать и загружать в Битрикс для того, чтобы у руководства Школы, старших кураторов и кураторов была возможность прослушать любую запись в течение всего года с целью контроля качества проведения занятий.

                                                    Для этого очные встречи записываются на диктофон или любое другое устройство с подобной функцией и загружаются в CRM Битрикс в формате МР3 или МР4. Встречи, проходящие онлайн также записываются посредством функций программы, используемой для встречи либо другой записывающей программой. Дополнительно ведущий группы предоставляет доступ к этой записи всем участникам группы, независимо от того, в каком формате проходила встреча.

                                                        Пароль и логин

                                                        Логин и пароль от системы предоставляются кураторам и координаторам под их личную ответственность. Данную информацию им необходимо хранить у себя (в электронном / распечатанном / письменном виде) и НЕ ПЕРЕДАВАТЬ другим лицам.

                                                            Комитет по этике и сфера его ответственности
                                                            Цель Комитета по этике – разрешение в духе ценностей Школы и ИСККОН неизбежно возникающих в ходе учебного процесса противоречий.

                                                            Комитет по этике привлекается в случаях:
                                                            • Грубого нарушение этики.
                                                            • Нарушения учащимися учебного процесса и дестабилизации атмосферы в группе обучения.
                                                            • Жалобы со стороны учащегося.
                                                            • Запросов от ятр.
                                                            Состав и ответственность

                                                            Комитет по этике формируется Управляющим комитетом и состоит из 2-3 авторитетных старших преданных. На их усмотрение состав может дополняться другими членами в зависимости от ситуации.

                                                            Комитет помогает координаторам, кураторам, старшим кураторам и руководству Школы в урегулировании спорных ситуаций, а также разрабатывает превентивные меры по их предотвращению.

                                                                Правила внесения поправок
                                                                Для того, чтобы Кодекс ШДМ поддерживал процессы Школы соответствующим образом, его положения должны соответствовать этапам развития Школы, быть актуальными и отражать основные нововведения и изменения. В этой связи документ подлежит своевременному обновлению путем внесения поправок.

                                                                Инициатором внесения поправок может стать:
                                                                • Управляющий комитет;
                                                                • Руководящий совет;
                                                                • Совет старших кураторов.
                                                                Для внесения поправок Управляющий комитет собирает рабочую группу, состоящую из заинтересованных сторон.
                                                                Рабочая группа разрабатывает необходимые поправки.
                                                                Руководящий совет утверждает поправки.