Под шастрия-шраддхой понимается логически законченная шраддха, которая помогает человеку очень ясно понять выводы священных писаний. Шастрия-шраддха (настоящая вера) в высшей степени рациональна.
Шрила Прабхупада рассказывал историю про сапожника, который в глазах Кришны обладал гораздо большими достоинствами, чем брахман.
Перескажу эту историю. Когда Нарада Муни путешествовал, он встретился с брахманом, и брахман спросил у него, куда он идет. Нарада Муни сказал ему, что отправляется на Вайкунтху. И брахман поручил спросить у Вишну, когда он получит освобождение. Следом за этим Нарада Муни на пути на Вайкунтху встретил сапожника, который пел святое имя, чинил обувь людей, сидя под баньяновым деревом. Сапожник тоже попросил его, узнав, что он отправляется на Вайкунтху, узнать, когда он вернется обратно к Богу. Нарада Муни очень прилежно исполнил поручения двух встречных ему людей. И, соответственно, он спросил у Вишну, как насчет этого брахмана. Вишну нахмурился и сказал, что нескоро это произойдет, не знаю когда, много-много жизней придется этому брахману пройти, прежде чем он сможет вернуться ко мне. Когда же Нарада Муни спросил про сапожника, Вишну просиял и сказал: «О, сапожник, уже в конце этой жизни вернется ко мне». Нарада Муни поневоле усомнился в этих словах Вишну и спросил: «Собственно, почему так? Брахман хорошо знает все священные писания, он очень во всем разбирается. А простой сапожник толком ничего не знает». В ответ на это Вишну сказал, что разница между ними в том, что у одного есть вера, а у другого нет.
Вера одного сводится к некому набору каких-то книжных азбучных истин священных писаний, и у него нет глубокого понимания этих истин. Тогда как на самом деле сапожник обладает истинной верой, хотя, может быть, с точки зрения формальной, он и не знает священные писания достаточно хорошо.
Сомнения Нарады Муни не были рассеяны этими словами, и тогда Вишну попросил Нараду Муни испытать того и другого. И когда они повторят свой вопрос, когда же они вернутся, сказать тому и другому, что… они спросят, собственно, что делал на Вайкунтхе Вишну, и нужно будет сказать и тому, и другому, что он застал Бога на Вайкунтхе в духовном мире, продевающим слона сквозь игольное ушко.
Нарада Муни поступил, как ему было велено. И когда он встретился с брахманом, брахман задал ему этот вопрос: «Ты видел Вишну? Что Он делает в духовном мире?» Нарада Муни ответил на это: «Ну как что? Продевает слона сквозь игольное ушко». Брахман очень сильно нахмурился и было видно, что его вера в духовный мир и в Бога не увеличилась от этого ответа. Но когда тот же самый вопрос задал сапожник и получил тот же самый ответ, он пришел в восторг, он поднял вверх руки и начал кричать: «Вишну Бхагаван ки джая!» Нарада Муни очень удивился и спросил у него: «Почему ты так обрадовался?» И на это сапожник сказал: «Мой Господь так велик, Он так удивителен, Он может продеть слона через игольное ушко. Конечно же, Он может это сделать и, сказав это, ты прославил моего Господа». Но сапожник не ограничился этим, опять же, когда Нарада Муни удивился такой его реакции, он спросил его: «Ты думаешь, действительно Господь может просунуть слона через игольное ушко?» Сапожник отвечал: Конечно же может, почему не может? Ты только посмотри на это огромное баньяновое дерево, оно раскинулось на многие метры, я сижу под его тенью и, в то же самое время, все это баньяновое дерево мой Господь уместил в крошечном баньяновом семечке. И в этом крошечном баньяновом семечке помещается этот огромный баньян. Если Он может поместить этот огромный баньян в это крошечное баньяновое семечко, то почему Он не может уместить слона в игольное ушко?»
Мне хотелось сказать, что нам нужно знать рациональные заключения шастр, нужно знать логику шастр. И для этого не обязательно очень хорошо знать все шлоки шастр. Наоборот, это может даже до какой-то степени помешать, хотя, наоборот, помогает. Но очень часто человек недостаток веры хочет возместить за счет формального знания священных писаний. Поэтому, когда мы говорим о шастрия-шраддхе, мы имеем ввиду определенную форму шраддхи, которая возникла благодаря общению со святыми, с носителями истинных ценностей, а не формулу шраддхи, которая возникла в результате сухого изучения священных писаний, подчас основанного на гордыни человека, в результате его брахманической спеси.
Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами
Вебинар "Два вида веры"
14.01.2018