Часто наши храмы нищие. И преданные часто нищие. Именно потому что принцип благодарности преданными по-настоящему не внедрён в жизнь.
Самая успешная и развивающаяся в мире религиозная традиция — протестантская — держится только на пожертвованиях. Там нет никаких субсидий. Просто система пожертвований очень развита. Все-все жертвуют.
Об этом можно много говорить. Я думаю, что тот, кто не жертвует, в какой-то момент это не принял как ценность. Он просто не до конца хочет служить миссии Шрилы Прабхупады. То есть он отделяет свою жизнь, служение которое он делает, от миссии Шрилы Прабхупады: «У меня есть что-то своё, и отдельно есть миссия. Ну они там разберутся. Я лучше приду, протру пол…»
Деньги люди вкладывают туда, где находится их жизнь. Мы вкладываем свои деньги во что-то вечное и получаем вечный результат. Иначе деньги просто растворятся. Прабхупада богатым людям говорил: «Зачем вам деньги? Отдайте их мне. Я использую их для Кришны».
Я вижу, что сейчас культура пожертвований становится всё лучше и лучше. Преданные в этом становятся более осознанны. Те преданные, кто жертвует, на самом деле только богаче стали.
По моим наблюдениям, когда к нам в организацию приходит богатый человек, он сразу начинает жертвовать. В прошлой жизни он жертвовал и сейчас пришел и сразу жертвует. Потому что у него заложен этот файл: «Моё благочестие, сукрити зависит от моих пожертвований». И наоборот: «Я просто проживаю свое благочестие, когда я использую деньги только для себя». Это непростая, болезненная вещь, но к ней нужно просто приучиться.
Я однажды в Алма-Ате общался с одной старшей преданной. У нее муж протестант. Он позволяет ей петь Харе Кришна. И она в знак солидарности пошла вместе с ним на их программу. Она говорит: «Там все очень чётко и очень конкретно оговорено по поводу пожертвований. И у них поэтому всегда есть материальное развитие: открываются храмы, их миссия растёт. Вот, программа прошла, все подходят и делают пожертвования». Она рассказывала: «Когда мимо меня проходили с корзинкой, рука не поднялась, я не могу. Я привыкла брать. Прасад дадут: просто беру, потребляю. И муж на меня так удивленно посмотрел: "Ты что! Пожертвуй что-нибудь. Они тут такую программу для нас организовали, а ты не можешь несколько рублей пожертвовать что ли?" И я залезла в кошелёк. И у меня внутренняя ломка была. Несколько раз я так с ним ходила, и каждый раз было очень тяжело. Только через три-четыре раза у меня легче на душе стало. Каждый раз потом, когда проносили корзинку, я просто доставала деньги. Я по-настоящему оценила и подумала: "Они столько всего сделали чтобы я пришла, послушала их проповедь, чтоб здесь было уютно, тепло. Здесь люди служат, их надо поддержать".
Они даже не кормят. У них нет прасада. Просто зал, миссия. Это даже помимо десятины».
И она честно призналась: «Просто у нас нет такой культуры». Люди боятся пожертвовать, думая, что у них убавится чего-то.
Культура пожертвований — это часть нашего обучения. Шрила Прабхупада в «Нектаре наставлений» говорил, что пятьдесят процентов надо жертвовать. Это вообще страшно. Но мы с чего-то должны начать. А мы как? Мы — или пятьдесят процентов, или ничего! Но если ты не можешь пожертвовать пятьдесят процентов, ты же можешь двести рублей пожертвовать? Это такая ерунда.
Это очень заметно в Дхаме. Там местные бедолаги получают зарплату всего одна-две тысячи рупий. Когда мы спорили за десять рупий с рикшей, мне один местный русский преданный сказал: «Преданные, да вы что! Это десять рублей! Для вас что десять рублей? Что за десять рублей в России купишь? Да дайте ему, и пусть он будет счастлив». Я задумался: «Я настолько скупой стал. За десять рублей начинаю…»
Это скупое сознание. Оно реально вредит нашей духовной жизни. Это разные грани порока эгоизма. Одна из таких тонких граней порока эгоизма — готов ли я пожертвовать своими деньгами? Тонкий атеист внутри сидит: «Господь заботится, но денежки, на всякий случай, всегда должны быть. Денежки уж для себя».
Давайте, преданные, вместе учиться. Начать с чего-то нужно, как эта матаджи.
Просто договориться с собой: хотя бы двести рублей в месяц. «Беру мощную аскезу - теперь двести рублей в месяц я отдаю на служение!» И у вас уже совесть будет чиста.
Контекст нашей жизни: «У нас мало денег, будет меньше, это вот на еду, на жизнь, на содержание семьи…»
Больше денег станет!
Контекст жизни вырастет: «У меня денег больше станет, если я больше стану жертвовать». Но и расходов больше станет. Вы скажете: «Квартиру мне получше надо, машину получше надо, детям побольше надо давать в школу или еще куда-то, одежду подороже». И всё вырастет в разы. Но если много у человека денег — он должен жертвовать больше. Мало — он всё равно должен жертвовать. Сколько бы у нас ни было денег, но сколько-то мы можем пожертвовать.
Идея в том, что мы просто должны жертвовать. Даже небольшая благодарность — это всегда благоприятно.